М. Вайнберг
опера в 2 действиях соч. 109
Либретто по пьесе Е. Гальпериной
по мотивам романа А. Дюма "Три мушкетёра"
Опера советского композитора польского происхождения М. Вайнберга "Любовь д’Артаньяна" была написана в 1971 году по мотивам знаменитого романа Александра Дюма "Три мушкетёра".
Надо сказать, что существует тесная связь "французского с нижегородским" (А. Грибоедов "Горе от ума"). В 1855 году Александр Дюма приехал в Россию, увидел Санкт-Петербург и Москву, а осенью посетил Нижний Новгород. Он был впечатлён речными просторами и Нижегородской ярмаркой. Но более всего он был счастлив встретиться с героями своего романа "Учитель фехтования" супругами Иваном и Прасковьей Анненковыми. Так русский город Нижний Новгород вошёл в биографию великого французского романиста. Историю содружества русской и французской культур и традиций продолжает новая работа труппы Нижегородского театра оперы и балета.
Для создания премьерного спектакля режиссёром-постановщиком Игорем Ушаковым были изучены две существующие редакции оперы - 1971 и 1973 года. Результатом стала собственная уникальная версия. Действие сконцентрировано в двух актах, представляя зрителям динамичное развитие событий, созвучное мгновенному обмену информацией в современном мире.
В постановке принимают участие ведущие мастера сценографии и театрального света. Сценография спектакля в интерпретации одного из самых интересных современных российских художников Валерия Кошлякова в современных коллажах адресует зрителя к архитектуре Франции времён Людовика XIII с открытыми пространствами и впечатляющим оформлением. Художник по костюмам Леонид Алексеев, входящий в число ведущих российских дизайнеров и арт-менеджеров, соединил французскую роскошь XVIII века и современный практицизм в одежде героев. Световая живопись художника по свету Александра Романова визуальными 3D эффектами анимирует декорации спектакля.
Опера М. Вайнберга "Любовь д’Артаньяна" будет интересна знатокам классического искусства, сочетая в себе литературу XIX века и музыку композитора-экспериментатора. Неискушенных зрителей в постановке привлечёт популярный литературный сюжет и любимые герои в исполнении молодых солистов нижегородской оперы, романтические чувства и черты экшен-жанра.
Постановка оперы Вайнберга в Нижегородском театре оперы и балета имени А. С. Пушкина - ещё одна важная страница в открытии творчества композитора для широкого слушателя. Его произведения - это удивительное сочетание нежности и созидательной энергии, Любви к Человеку и протеста против жестокости во всех проявлениях, темы милосердия, сохранения памяти и очищение мира от зла, актуальные в современной действительности.
Справка:
Мечислав Самуилович Вайнберг (1919-1996) родился 8 декабря 1919 года в Варшаве в семье музыканта, композитора и дирижёра еврейского театра Самуила Вайнберга и актрисы Сары Котлицкой. Его способности к музыке проявились очень рано. В 1931 году Вайнберг поступил в Варшавскую консерваторию, где считался одним из самых перспективных молодых польских пианистов и композиторов. В сентябре 1939 года Вайнберг бежал от ужасов нацизма в Советский Союз. Его оставшиеся в Варшаве родные - отец, мать и сестра - погибли в концлагере.
В 1941 году Мечислав Вайнберг окончил Минскую консерваторию. С началом войны композитор эвакуировался в Ташкент, где продолжил писать музыку и работал пианистом-репетитором в оперном театре. В 1943 году Вайнберг вместе с женой Натальей Вовси-Михоэлс переезжает в Москву по приглашению Дмитрия Шостаковича, высоко оценившего Первую симфонию молодого композитора. В эти годы были написаны камерные сочинения, многие из которых по сей день входят в число самых исполняемых.
В 1948 году Мечислав Вайнберг оказался в числе композиторов, творчество которых попало под запрет после Постановления ЦК ВКП (б) об опере В. Мурадели "Великая дружба". В 1953 году композитор был арестован и провёл в Бутырской тюрьме 78 дней. Одним из тех, кто добивался его освобождения, был Дмитрий Шостакович, называвший Вайнберга "одним из выдающихся композиторов современности". После смерти Сталина музыкант был освобождён.
В 60-е-70-е годы XX века Мечислав Вайнберг стал одним из самых исполняемых советских авторов. К нему обращались режиссёры театра и кино. Его произведения звучали в концертах в исполнении Э. Гилельса, Д. Ойстраха, М. Ростроповича, Л. Когана, Квартета им. Бородина и оркестров под управлением выдающихся дирижёров. Вайнберг написал музыку, к кинофильмам "Летят журавли", "Последний дюйм", "Укротительница тигров", "Афоня", "Гиперболоид инженера Гарина", к мультфильмам "Винни-Пух", "Каникулы Бонифация", "Морозко", "Двенадцать месяцев" и многим другим. Ему принадлежат 8 опер, 2 балета и 1 оперетта, сочинения для театра, цирка, радио…
Но, несмотря на успех, в 90-е годы ХХ века имя Вайнберга было практически забыто, а произведения не исполнялись. В XXI веке музыка этого композитора с триумфом возвращается на музыкальную карту мира.
В судьбу Мечислава Самуиловича Вайнберга вмешались Вторая мировая и Великая Отечественная войны, сталинские репрессии. Но несмотря на испытания, любовь к Человеку композитор сохранил на всю жизнь, сделав Любовь основной темой своего творчества.
Действующие лица и исполнители:
Д’Артаньян - Константин Сучков, Александр Миминошвили
Атос - Владимир Куклев, Александр Гостев
Портос - Олег Федоненко
Арамис - Максим Орлов, Георгий Екимов
Де Тревиль, капитан мушкетёров - Сергей Перминов, Алексей Доронин
Планше, слуга д’Артаньяна - Дмитрий Белянский, Сергей Писарев
Констанция - Екатерина Ясинская, Светлана Ползикова
Бабетта, их служанка - Дарья Пичугина, Анастасия Джилас
Миледи Винтер - Мария Калинина
Королева Анна - Валерия Горбунова, Елена Сизова
Бонасье, торговец - Евгений Икатов
Граф Рошфор - Вадим Соловьёв
Де Сегье - Алексей Кошелев
Король Людовик - Виктор Ряузов
Миманс - Андрей Моисеев, Ваге Мартиросян
8 пар кордебалет - Андрей Моисеев, Ваге Мартиросян, Анна Синева, Ольга Цивилева, Екатерина Сироткина, Алёна Черняк, Татьяна Лысова
Длительность 3 часа 00 минут с одним антрактом